Ведомости онлайн,
18 ноября 2015 г.
Регулятор и клиенты заставляют страховую отрасль меняться
563 просмотра
Для страховых организаций Центральный банк оказался не менее жестким институтом контроля и регулирования, чем для банков. За истекший период 2015 г. он отозвал лицензии более чем у 50 компаний, занимающихся страховой деятельностью, что почти в три раза больше, чем за весь прошлый год.
По аналогии с банковским бизнесом начали ужесточаться требования в части подготовки финансовой отчетности. Вслед за банками страховые компании уже перешли на ежемесячную (а по некоторым позициям – и ежедневную) отчетность перед регулятором. Сейчас ЦБ рассматривает возможность определения размера необходимого капитала страховщиков в зависимости от качества принимаемых ими рисков (по аналогии с Solvency II).
Предлагаемый ЦБ уровень требований к надежности страховщиков приближается к европейскому. Однако соответствовать ему и скорости проводимых изменений не смогут компании, не занимавшие до сих пор лидерских позиций. В первую очередь, это компании, которые изначально создавались акционерами с целью собрать деньги на рынках массовых продуктов, в частности ОСАГО. Сегодня эти компании с фиктивными, непрозрачными активами, заявленными в обеспечение страховых резервов, являются токсичными для отрасли. И именно они – главные кандидаты на вылет.
Вектор на консолидацию отрасли будет укрепляться. Этому способствует не только ужесточение требований регулятора к капиталу, но и запрос со стороны клиентов и партнеров на современную качественную страховую защиту, надлежащий уровень прозрачности и автоматизации бизнеса. Клиенты страховых компаний кошельком уже ответили на вопрос о том, сколько компаний должно остаться на российском рынке. По итогам первого полугодия 2015 г. на топ-10 рынка пришлось 72% всех сборов (в первом полугодии 2014 г. – 66%). Доля игроков другой весовой категории стремительно снижается.
Данные опроса, проведенного в октябре 2015 г. Национальным агентством финансовых исследований среди руководящих сотрудников предприятий микро-, малого, среднего и крупного бизнеса, позволяют сделать вывод о том, что основные игроки рынка вполне удовлетворяют существующий сейчас спрос на страхование. До 70% предприятий не обращаются в страховые компании, остальные предпочитают страховаться невзирая на кризис. Каждый третий респондент указал, что спрос упал (31%), еще 26% не заметили каких-либо изменений, 4% опрошенных предпринимателей в кризис стали более активно пользоваться страховыми услугами.
Именно эти страховщики, обслуживающие существующий спрос, являются проводниками ключевых изменений в отрасли. Соответствуют требованиям надзора, начали работать в системе электронного ОСАГО, развивают онлайн-продажи на фоне падения продаж по традиционным каналам. Накал конкурентной борьбы между ними не уменьшится, даже если их количество с нынешних 289 универсальных страховых компаний снизится в несколько раз, допустим, до 10-30 (не считая страховщиков жизни). Существующая модель страхового рынка России подразумевает наличие крупных федеральных компаний с развитыми региональными сетями.
Отрасль стоит на том этапе, когда для ее дальнейшего существования важно не увеличение числа игроков, а качественная трансформация и изменение роли в экономике. Страхование не смогло забрать на аутсорсинг часть функций государства по обеспечению экономической безопасности, стать источником «длинных» денег для кредитных организаций и механизмом риск-менеджмента для бизнеса, обеспечить социальную защиту населению. Более того, сейчас страховщики стали источником проблем для государства. Недобросовестные уходы с рынка, рост количества жалоб и судебных дел против страховых компаний, мошенничество – все это не способствует формированию имиджа страхования в качестве инструмента перераспределения рисков в экономике. Сегодня в случае природных катаклизмов гражданину проще просить денег от государства, чем прибегать к рыночному способу защиты своего имущества через заключение договоров страхования. И государство идет навстречу, оказывает эту поддержку. В отсутствие платежеспособного спроса развитие рынка не стимулируется и путем введения новых обязательных видов страхования, которые обсуждались в последние годы.
Переломить ситуацию можно только за счет повышения надежности и эффективности рынка. Важно, что отрасль начала выполнять более строгие требования к финансовой устойчивости и обязательствам. Затем можно будет вернуться к обсуждению дополнительных стимулов на государственном уровне, побуждающих бизнес и граждан самостоятельно защищать свои имущественные интересы посредством страхования.
Сергей РЯБЦОВ, член совета директоров «Ренессанс страхования»
Вся пресса за 18 ноября 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
19 июня 2025 г.

|
|
cbr.ru, 19 июня 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
Адвокатская газета, 19 июня 2025 г.
Когда страховщик не освобождается от выплат при наступлении страхового случая из-за неосторожности?

|
|
korins.ru, 19 июня 2025 г.
РНПК обсудила со страховыми компаниями модель финансовой устойчивости отрасли

|
|
Национальная служба новостей (НСН), 19 июня 2025 г.
VK подписала меморандум о стратегическом сотрудничестве со страховой компанией

|
|
АвтоВзгляд, 19 июня 2025 г.
В России обновили справочники цен на запчасти для ремонта по ОСАГО

|
|
День республики, Черкесск, 19 июня 2025 г.
Многослойная афера: как страховщики в Карачаево-Черкесии расследовали мошенничество с онкологией, инсценировкой аварии и спрятанным телом

|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июня 2025 г.
Insurance Europe призывает к изменению «чрезмерных» правил AML

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 19 июня 2025 г.
В Мурманске вырос спрос на страхование имущества от беспилотников

|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июня 2025 г.
SCOR представляет инициативу NatReCo по продвижению экологически безопасных решений в области перестрахования и страхования

|
|
Комсомольская правда-Ульяновск, 19 июня 2025 г.
Жительница Ульяновска заплатила за страховой полис более двух миллионов рублей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июня 2025 г.
Киберриски как новое поле битвы: бизнес готовится к волне страховых споров

|
|
360.ru, 19 июня 2025 г.
«Страховые должны заинтересоваться». Автоюрист предложил защиту от подстав на дороге

|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июня 2025 г.
ИИ в страховании Азии: тенденции, успехи и барьеры внедрения

|
|
Интерфакс, 19 июня 2025 г.
Северная Осетия и страховая компания «Югория» будут сотрудничать в сфере страховых систем

|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июня 2025 г.
Финансирование судебных разбирательств третьими лицами подпитывает спекулятивные иски в Канаде

|
|
Inbusiness.kz, 19 июня 2025 г.
Автостраховка в Казахстане опять подорожает

|
|
korins.ru, 19 июня 2025 г.
НСИС выступает за актуализацию состава данных, передаваемых в АИС страхования

|
 Остальные материалы за 19 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|